Союзы и ассоциации страховщиков
Статьей 14 Закона о страховом деле определено, что субъекты страхового дела, в целях координации деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.
Поскольку указанные формы объединения страховщиков - некоммерческие организации, то законодатель не требует лицензирования деятельности союзов или ассоциаций страховщиков.
Порядок образования и деятельности объединений субъектов страхового дела в форме союзов или ассоциаций определен нормами гражданского законодательства, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, а именно ст. 50 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Кроме того, следует отметить, что порядок создания объединений субъектов страхового дела носит разрешительный характер, так как в соответствии с Приказом МАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков в обязательном порядке должны получить согласие Федеральной антимонопольной службы РФ для государственной регистрации объединений страховщиков в Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Процедура получения данного согласия установлена Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденного названным выше Приказом МАП РФ.
В частности, учредители объединения страховщиков для получения согласия на регистрацию обязаны представить в Федеральную антимонопольную службу РФ или его территориальное управление следующие документы:
- ходатайство о даче согласия на регистрацию объединения страховщиков;
- копии учредительного договора и протокола учредительного собрания;
- копия устава объединения;
- копии лицензий участников объединения на осуществление страховой деятельности;
- сведения о страховых суммах, страховых взносах (страховых премиях) и страховых выплатах за прошедший финансовый год каждого участника объединения по отдельным видам страхования.
"После получения согласия Федеральной антимонопольной службы РФ на регистрацию объединения страховщиков, необходимо также направить определенный перечень документов в ФССН для внесения в реестр объединений субъектов страхового дела. Ранее данный перечень документов был определен Приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. N 9н "О порядке внесения объединений страховщиков в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков", который с 30.01.2006 г. не действует и отменен Приказом Минфина от 30.01.2006 г. N 13н. Но, так как требование о внесении сведений об объединении субъектов страхового дела в реестр страховщиков прямо предусмотрено п. 2 ст. 14 Закона о страховом деле, то помимо представления копий свидетельств о государственной регистрации объединений страховщиков и их учредительных документов, на наш взгляд, следует также представлять заявление о внесении в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, как это было предусмотрено ранее Приказом Минфина от 28.01.2003 г. N 9н.
В настоящее время в Российской Федерации создано и действует порядка 73 объединений субъектов страхового дела, которые внесены в Государственный реестр страховщиков"
Предпосылками, побуждающими субъектов страхового дела к объединению, являются объективные и субъективные причины. В общих чертах их достаточно обоснованно в свое время указывал К.Г. Воблый, полагая, что таковыми могут быть следующие причины:
- обострение конкуренции;
- понижение прибыли;
- рост капиталов, вкладываемых в страховые предприятия;
- возникновение и расширение государственного контроля;
- законодательное регулирование страхования;
- необходимость усовершенствования технической базы и т.д.
Существует еще одна причина - необходимость объединения страховщиков по виду страхуемых объектов.
По законам рыночной экономики конкуренция является одним из существенных факторов, побуждающих субъектов предпринимательской деятельности к экономическому развитию. Соответственно, в данных условиях объективно находятся и субъекты страхового дела. Это обстоятельство, в свою очередь, влечет за собой необходимость добросовестной конкуренции, обмена профессиональным опытом и прочих форм экономического и профессионального взаимодействия. Причем интеграции как внутрироссийской - региональной, так и международной страховой деятельности.
Что касается интеграции - объединения страховщиков внутри государства, в настоящее время существующие в России объединения страховщиков в большей степени интегрированы по региональному признаку. Подтверждением тому является то, что из 73 объединений страховщиков, внесенных в реестр страховщиков, большую часть составляют региональные объединения, например следующие:
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Тульская ассоциация медицинских страховых организаций (ТАМСО);
- Ассоциация страховщиков Тверской области;
- Ассоциация страховщиков Башкортостана;
- Симбирская ассоциация медицинских страховых организаций;
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Вятская ассоциация страховщиков;
- Всероссийская ассоциация страховщиков и т.д.
В России активная интеграция страховщиков в союзы и ассоциации началось сравнительно недавно - в конце 90-хгг. прошлого столетия. Обусловлена данная тенденция тем, что коммерческий рынок страховых услуг в современной России является относительно молодым.
Исторически объединение страховщиков по профессиональному признаку возникло в Европе в середине XIX в., и при этом, по утверждению В.К. Райхера, имело следующие цели: изучение вопросов страховой убыточности, выработка типовых условий страхования, представительство в области ликвидации убытков и т.д. Наиболее характерными представителями этого типа объединений являются соответствующие ассоциации морских страховщиков (комитеты, институты и т.п.) в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Испании и т.д. В частности, в 1874 г. был основан Международный союз морского страхования, объединявший страховые компании стран Европы, в который входили также страховые компании России. Принимая во внимание суждения В.К. Райхера, можно сделать вывод, что ранее объединения страховщиков преимущественно интегрировались по профессиональному признаку, основу которого составляли интересы, связанные с обеспечением безопасности караванных путей, мореплавания и т.п.
Похожие работы:
- Союзы и ассоциации страховщиков
Статьей 14 Закона о страховом деле определено, что субъекты страхового дела, в целях координации деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации ...
- Ассоциации (союзы)
Ассоциация (союз) - объединение коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их интересов.
В ассоциации и союзы могут объединятся также общ...
- Союзы городов. Ганза
В смутную эпоху междуцарствия и «кулачного права» для защиты жизни и имущества создаются союзы городов. В 1254 г. возник Рейнский союз городов (Майнц, Вормс, Оппенгейм и др.). Через два года он объеди...
- Характеристика инвестиционной деятельности страховщиков
В результате страховые организации получают возможность в течение определенного, порой весьма длительного, периода времени распоряжаться полученными от страхователей средствами. Кроме того, страховщик...
- Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков
Одной из особенностей страховой услуги является разрыв во времени между датами уплаты страховых взносов страхователем и осуществления страховщиком страховых выплат. Заключение договора страхования явл...